Испытание любовью` Размышления об участи некрещеных и иноверцев после смерт. Как они всё за Господа Бога решили!» — говорил о некоторых современных «ревнителях благочестия» один мой знакомый батюшка — седовласый протоиерей «со стажем». «Ведь кто спасётся кто нет — ведь Один Бог знает! А у них, что за самоуверенность?!! Католики и армяне у них не спасутся, мусульмане не спасутся. Дети некрещеные — сразу в ад, как будто у них была возможность покаяния! Всех осудили, и думают, что одни они спасутся и одни хотят на райской поляне сидеть. Уже и Страшный Суд им не нужен! Всех сами распределили!»
И ведь действительно! Мы все знаем, что спасение от греха, проклятия и смерти, т.е. Царство Небесное обещано Христом только членам Его Святой Православной Церкви. Но можем ли мы с чистой совестью утверждать, что мы достойны рая только потому, что называем себя православными христианами, а благочестивые иноверцы недостойны опять же только в силу названия?
Да, нам обещано в наследство Царство. Но разве мы выполнили условия получения этого наследства? Разве мы стали его достойны?Испытание любовью. Размышления об участи некрещеных и иноверцев после смерти Вряд ли кто из православных христиан с легкой совестью ответит на этот вопрос положительно, потому что чем дальше по пути добродетелей продвигается человек, тем более своих, а не чужих, недостатков он видит.
Тем не менее, некоторые из нас, в основном недавно пришедшие в лоно Истинной Церкви, уже всех, несогласных с нами, дерзко «распределили» по разным отделениям ада, забывая, что не наша это забота — судить людей. Да и не по имени только спасается человек, а по образу жизни. «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! войдет в Царствие Небесное», — предупреждает всех нас Христос.…»Как они всё за Господа Бога решили!» — говорил о некоторых современных «ревнителях благочестия» один мой знакомый батюшка — седовласый протоиерей «со стажем». «Ведь кто спасётся кто нет — ведь Один Бог знает! А у них, что за самоуверенность?!! Католики и армяне у них не спасутся, мусульмане не спасутся. Дети некрещеные — сразу в ад, как будто у них была возможность покаяния! Всех осудили, и думают, что одни они спасутся и одни хотят на райской поляне сидеть. Уже и Страшный Суд им не нужен! Всех сами распределили!»
И ведь действительно! Мы все знаем, что спасение от греха, проклятия и смерти, т.е. Царство Небесное обещано Христом только членам Его Святой Православной Церкви. Но можем ли мы с чистой совестью утверждать, что мы достойны рая только потому, что называем себя православными христианами, а благочестивые иноверцы недостойны опять же только в силу названия?
Да, нам обещано в наследство Царство. Но разве мы выполнили условия получения этого наследства? Разве мы стали его достойны? Вряд ли кто из православных христиан с легкой совестью ответит на этот вопрос положительно, потому что чем дальше по пути добродетелей продвигается человек, тем более своих, а не чужих, недостатков он видит.
Тем не менее, некоторые из нас, в основном недавно пришедшие в лоно Истинной Церкви, уже всех, несогласных с нами, дерзко «распределили» по разным отделениям ада, забывая, что не наша это забота — судить людей. Да и не по имени только спасается человек, а по образу жизни. «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! войдет в Царствие Небесное», — предупреждает всех нас Христос.…»Как они всё за Господа Бога решили!» — говорил о некоторых современных «ревнителях благочестия» один мой знакомый батюшка — седовласый протоиерей «со стажем». «Ведь кто спасётся кто нет — ведь Один Бог знает! А у них, что за самоуверенность?!! Католики и армяне у них не спасутся, мусульмане не спасутся. Дети некрещеные — сразу в ад, как будто у них была возможность покаяния! Всех осудили, и думают, что одни они спасутся и одни хотят на райской поляне сидеть. Уже и Страшный Суд им не нужен! Всех сами распределили!»
И ведь действительно! Мы все знаем, что спасение от греха, проклятия и смерти, т.е. Царство Небесное обещано Христом только членам Его Святой Православной Церкви. Но можем ли мы с чистой совестью утверждать, что мы достойны рая только потому, что называем себя православными христианами, а благочестивые иноверцы недостойны опять же только в силу названия?
Да, нам обещано в наследство Царство. Но разве мы выполнили условия получения этого наследства? Разве мы стали его достойны? Вряд ли кто из православных христиан с легкой совестью ответит на этот вопрос положительно, потому что чем дальше по пути добродетелей продвигается человек, тем более своих, а не чужих, недостатков он видит.
Тем не менее, некоторые из нас, в основном недавно пришедшие в лоно Истинной Церкви, уже всех, несогласных с нами, дерзко «распределили» по разным отделениям ада, забывая, что не наша это забота — судить людей. Да и не по имени только спасается человек, а по образу жизни. «Не всякий, говорящий мне Господи, Господи! войдет в Царствие Небесное», — предупреждает всех нас ХристосКакова участь некрещеных и иноверцев после смерти? За этим на первый взгляд отвлеченным вопросом стоит не только праздное любопытство и естественное стремление узнать о посмертной участи неверующих или верующих иначе близких.
Подобного рода вопросы — это пробный камень для всех нас, православных христиан. Испытание на человечность, на способность любить не только «своих», но и тех, кто думает и верит иначе. То есть исполнить Христову заповедь о любви даже к врагам.
Превращает ли нас Православие в «терминаторов», видящих кругом лишь заговоры мирового зла, неспособных любить иных людей, неспособных на нормальные человеческие чувства? Или же наша спасительная вера настолько может преобразить нас, что наши инакомыслящие ближние сами захотят жить с нами единым образом жизни?
«Если в неверующей семье один человек уверовал, у него есть лишь один способ привести к вере остальных: если он не будет их чуждаться и противопоставлять «чистого себя» остальным «грешникам» Казалось бы, всё просто: пришел, уверовал, крестился — и спасён. А тут еще оказывается что-то делать надо!
Поэтому понятно, почему Церковь не одобряет произвольных фантазий на эту тему. Фантазии здесь опасны, потому что касаются очень важного в жизни человека. Если имеешь неправильное представление о загробной жизни, то и готовишься к ней неправильно. Следовательно, велик риск после смерти «попасть не туда».
Мы можем рассуждать о загробной жизни, только опираясь на тексты Евангелия, да и то желательно в толковании Святых Отцов, «ибо огрубело сердце людей и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами».
Однако сразу можно сказать, что представление о рае, как о наполненном чувственными благами саде, где праведники, одетые в простыни, под присмотром ангелов целую вечность в благочестивой скуке едят крупные, экологически чистые яблоки, в корне противоречит христианскому учению. Цель вечной жизни — богообщение. Бог есть Дух, и иной радости, кроме пребывания с Богом, который есть Любовь, в раю быть не может.
Поэтому мы и дерзаем предположить, что те, кто отстранил от себя Божественную любовь в земной жизни, тот лишился ее навсегда. Господь даровал нам возможность избежать этой ужасной участи, а как мы воспользуемся ею — это наш личный выбор.
Христианство постоянно говорит нам о том, что человек ненормален, болен, нуждается в преображении и исцелении. И не просто говорит, а предлагает путь решения этой проблемы, невозможный без нашего добровольного, личного согласия. Но когда Бог через Церковь напоминает нам об этом, то мы противимся и ссылаемся на свою свободную волю, — мол, нечего нас насильно в рай тащить. А когда, отвергнув это благо, мы безвозвратно его теряем и понимаем всю тяжесть своего положения то часто, вместо того чтобы обвинить себя и дать Богу возможность спасти нас, мы опять предъявляем ему претензии, — мол, почему Ты, Господи, нас не спас раньше?
В этом-то и заключается двуличное лукавство нашего подхода к духовной и вечной жизни. С одной стороны мы не позволяем Богу и Его служителям влиять на выбор человека: быть христианином или нет, соблюдать морально-этические нормы и заповеди и т.п. Но с другой стороны, видя крах своей жизни, или слыша свидетельство Православных священников о неизбежности вечных мучений для отвергнувших Христа, возмущаемся: «что это за Бог, если столько людей погибнет? Нет уж, всех в рай!»
Короче говоря, в любом случае Бог виноват, а мы, как ни крути, справедливые и хорошие! Надо ли уточнять, что подобная двуличность никогда не украшала человека, даже с нехристианской точки зрения.
Чтобы избавиться от такого лицемерия и двуличности, надо признать свое несовершенство. Понять, что оно настолько глубокое, что сам человек не в силах его исправить. Признать, что это несовершенство нуждается в исправлении и призвать Спасителя как Истинного Врача душ и телес для нашего исцеления.Не верите? Вот слова Христовы:
«Когда же придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Христианство постоянно говорит нам о том, что человек ненормален, болен, нуждается в преображении и исцелении. И не просто говорит, а предлагает путь решения этой проблемы, невозможный без нашего добровольного, личного согласия. Но когда Бог через Церковь напоминает нам об этом, то мы противимся и ссылаемся на свою свободную волю, — мол, нечего нас насильно в рай тащить. А когда, отвергнув это благо, мы безвозвратно его теряем и понимаем всю тяжесть своего положения то часто, вместо того чтобы обвинить себя и дать Богу возможность спасти нас, мы опять предъявляем ему претензии, — мол, почему Ты, Господи, нас не спас раньше? Святой Дух «промыслительно проникает во всех, насколько это возможно, возбуждает в каждом естественный разум, через который приводит в сознание греховности соделанного вопреки закону природы, кто способен это чувствовать и обладает здравым произволением для восприятия правильных естественных помыслов. И в самом деле, даже среди крайне грубых варваров и кочевников мы находим многих, усвоивших себе высокое нравственное благородство и отвергших издревле господствовавшие у них зверские законы.Простой индус, верящий во Всевышнего и исполняющий как умеет волю его, спасется, а тот кто зная о христианстве, идет индусским мистическим путем, нет».